Воспоминания Романа Богатырева

Первая встреча

  Меня зовут Роман Богатырёв. Я жил в Малаховке. Сейчас мои родители там живут. В данный момент я живу со своей семьёй в городе Королёве. Мне сейчас 46 лет, а с батюшкой я познакомился приблизительно 20 лет назад. Познакомились мы на ВДНХ на Православной ярмарке. Как-то я гулял вдоль рядов на ярмарке и вдруг передо мною оказался согбенный в три погибели монах. Он протянул свою руку в мою сторону и что-то мне показывает. В его ладони я увидел иконку. Так, нагнувшись, он стоял и смотрел на меня, затем спросил: «Ты знаешь этого святого?». Я ответил: «Нет, батюшка». Он: «Как ты не знаешь этого святого?! Ну-ка иди ко мне». То была иконка Святителя Иоанна Шанхайского… К нему стояла очередь из 20-30 человек, но я оказался у батюшки без очереди. Я сел на стул рядом с ним, посмотрел наверх и увидел надпись: «Издательский Дом «Русский Паломник»». Отец Герман одарил меня разными книгами, одна из которых была о Владыке Иоанне. Так я познакомился и с Владыкой Иоанном, и с его преемником – отцом Германом, который много потрудился над тем, чтобы Владыка был канонизирован. Батюшка поцеловал меня, обнял и сказал: «Приходи ко мне в Православное кафе, у меня завтра будет встреча». Я сказал, что приду, и ушёл от батюшки под большим впечатлением от встречи. На следующий день я пришёл в кафе, как и обещал. Здесь следует сказать, что не так давно перед нашей встречей я побывал в паломнической поездке в Дивеево и привёз оттуда маленькую ламинированную иконку «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим. Она была у меня во внутреннем кармане куртки. Почему-то мне очень захотелось подарить эту иконку батюшке. Я подарил. Он взял её, поцеловал и положил в свой внутренний карман. И тут же молча достал из своего кармана такую же маленькую ламинированную иконку преподобного Феофила и подарил её мне. На выставке он подарил его житие, а сейчас ещё и иконку. Как оказалось преподобный Феофил – любимый батюшкин святой.

Да что ты всё вцепилась в свою болезнь

В тот же вечер я был свидетелем одного случая, потрясшего меня. К отцу Герману подошла заплаканная женщина и вот что он ей сказал: «Да что ты всё вцепилась в свою болезнь, отдай ты её мне». Не знаю дальнейшую судьбу этой женщины, но эти слова меня очень потрясли… В тот вечер, возвращаясь домой, я вспоминал эти слова и думал: «Кто так может говорить? Кто на себя может взять чужую боль? Нет, это не игра слов, это не просто попытка сострадать человеку в его горе. Это желание взять эту боль на себя, чтобы человек не страдал. Наверное, это мог сказать только человек, который полностью отдал свою жизнь в служение людям и Богу. Наверное, это может сделать только святой человек». Дальнейшее моё знакомство с батюшкой и с его жизнью полностью подтвердили моё предположение!

Рома, а ну-ка кайся!

Однажды был интересный случай. У меня была встреча с моей знакомой Леной. Мы сидели в кафе и кушали мороженое. Дело было на ВДНХ и в это время туда приезжает батюшка со своим водителем Андреем Ф. Надо сказать, что отец Герман был частым гостем Православных ярмарок на ВДНХ, где у него был свой стенд, там его помощники продавали православные книги. Потом пришла ещё одна женщина, которая, насколько я помню, была связана с телевидением.  Мы пообщались и потом отец Герман с этой женщиной и Андреем собрались уезжать по каким-то делам. Он меня с Леной перекрестил и они пошли к машине. В этот момент у меня в душе возникло сильное чувство ревности о том, что батюшка нас покидает и уезжает с этой женщиной и Андреем. В этот же момент, как только я об этом подумал, батюшка мне кричит издалека (а он уже находился возле машины приблизительно в десяти метрах от нас): «Рома, а ну-ка кайся!». Я говорю: «Батюшка, простите, ради Бога». Вот так он увидел мои мысли, даже на таком большом расстоянии, разделяющем нас, прочитал моё внутреннее устроение и ответил. И я потом думал: «Если вот такие святые люди видят нас насквозь, то как нас видит Господь?! Он-то знает все наши мысли, мечты, потаённые желания от нашего рождения… Какими мы предстанем пред Ним? Как стыдно будет нам за многое, что мы подчас скрываем от людей и даже от самих себя… Услышим, братия и сёстры, призыв батюшки и покаемся!

Ай да батюшка!

Был интересный случай, когда мы с батюшкой сидели в Православном кафе. Мимо проходило много народу. Вдруг сзади батюшки проходит симпатичная девушка в длинной юбке. Этот образ был мне очень мил и я сразу обратил на неё внимание. Я мысленно сам себе говорю: «Вот бы мне такую жену. Очень она мне понравилась». И что я вижу?! В этот же миг батюшка оборачивается назад и провожает её взглядом. «Ничего себе! Ай да батюшка!» — подумал я.

Картошка. Выбор пути жизни

Есть у меня ещё одно юмористическое воспоминание, связанное с отцом Германом. Батюшка вообще любил юмор и шутил со вкусом. Он мог как никто иной поднять настроение. За время нашего общения я очень полюбил батюшку и от него так же всегда чувствовал отеческую любовь и заботу. Батюшка приблизил меня к себе, и я часто бывал у него в гостях. Вот и в тот раз, когда я был у батюшки в гостях, произошёл один интересный случай. Дело в том, что в тот период моей жизни я ещё не определился с выбором жизненного пути: стать монахом или создать семью. Батюшкин пример меня вдохновлял на монашеский путь жизни и в тот момент я даже загорелся идеей поехать к нему в Америку в его монастырь. В тот день, находясь у батюшки на квартире, я мысленно воззвал к нему: «Возьмите меня, батюшка, к себе в монастырь простым монахом. Буду выполнять любые послушания. Да хоть картошку буду копать!». И тут же мне батюшка словесно отвечает на мои мысли: «Ну куда я возьму тебя к нам в монастырь! Что ты у меня, картошку, что ли, будешь копать?!». Позже по прошествии времени у нас с отцом Германом состоялся серьёзный разговор о выборе мною дальнейшего жизненного пути. Он подозвал меня к себе, обнял за плечи, прислонил свой лоб к моему и так серьёзно спрашивает: «Роман, что ты хочешь: быть монахом или жениться?» Он меня очень удивил серьёзностью своего тона. Батюшка уважал свободу выбора любого человека и никогда ни на чём не настаивал. Я ему сказал: «Я хочу создать семью». Через полгода я женился.

Голубцы

Уже будучи женатым на Анюте, я в очередной раз поехал к батюшке на встречу в Православное кафе. А жена осталась дома с детьми. И что-то она немного унывала. В этот момент ей уж очень захотелось голубцов покушать. Вдруг отец Герман меня подзывает к себе и говорит: «Позвони Анюте, она там голубцы хочет». Он прозрел её желание на расстоянии. Действительно, она подтвердила своё желание покушать голубцов, когда я спросил её об этом вечером, после моего возвращения из кафе. Для отца вся наша жизнь была открыта: наши мыли, слова, желания… Это, конечно, очень поразительно, что такие люди есть в наше время. И, что удивительно, батюшка не скрывал свою прозорливость от меня с самого начала нашего общения.

Отец Герман для меня любимей моего родного отца

После моей женитьбы отец Герман всегда поддерживал нашу семью. Когда моя жена была беременна, он всегда звонил и интересовался о её самочувствии. Звонил даже из Америки. Я очень полюбил батюшку. С самой первой встречи с отцом Германом я почувствовал, что это настолько родной для меня человек, что он для меня любимей моего родного отца. И по сей день я так чувствую…

Исцеление глаза

Самый, наверное, удивительный случай, связанный с отцом Германом, – это случай, когда батюшка исцелил мой глаз. У меня было два исцеления. Начну сначала. В своё время я ездил в паломническую поездку по Европе на автобусе. И, будучи в городе Брюгге на Северном море, мы там перекупались в холодной воде. Я очень сильно замёрз. Домой я приехал с двумя внутренними глазными ячменями. Это были не просто ячмени, а воспаление внутренних желез, которые трудно лечатся: либо болезненными уколами, либо хирургическим методом. Я выбрал, конечно, первый вариант лечения, для чего ездил в больницу , где мне врач колол антибиотик в глаза. Больше года я мучился с глазами, но облегчения не наступало. Как-то мои знакомые мне посоветовали съездить в Афонское подворье, что на метро «Таганская». Там при входе в подворье есть часовенка, в ней икона великомученика Пантелеимона. Вот перед этой иконой я помолился в простоте сердца, прося своими словами меня исцелить. И когда я приложился к иконе, я почувствовал, как бы хруст в одном из глаз. На утро глаз был здоров. Но только один глаз, что удивительно. Потом я вернулся в часовню и заказал благодарственный молебен Пантелеимону за моё исцеление. Там был монах, который достал толстый журнал и записал чудесный случай, произошедший со мной. Он тщательно расспросил меня о болезни, записал мою фамилию и имя. Но всё же мне не давало покоя, что исцеление произошло только с одним глазом. Второй оставался в прежнем состоянии. И так случилось, что через месяц или два я познакомился с отцом Германом и рассказал ему о своём исцелении. Я сказал ему: «Я знаю, Господь жил, жив и грядёт. Он 2000 лет назад исцелял и сейчас исцеляет». И вот я спросил у батюшки не дававший мне покоя вопрос о втором глазе, на что получил ответ: «Это тебе, Рома, для смирения». На следующий день после нашей беседы у меня внезапно прошёл второй глаз! Я считаю, что это Господь исцелил меня по молитвам отца Германа.

У Ромы скоро будет ребёнок

Был ещё такой случай. У меня жена была беременна дочкой. Я никому об этом не говорил, батюшке тоже. В это время батюшка приезжал из Америки и Дмитрий, у которого батюшка жил на квартире, попросил меня его встретить в аэропорту «Шереметьево», куда мы с удовольствием отправились вместе с Леной Маловой, купив перед этим для батюшки букет белых роз. Встретив отца Германа, мы стали ждать Дмитрия и Сашу, а потом всей компанией поехали на Ленинский проспект к одной матушке на квартиру, где отмечали батюшкин приезд в Россию. По дороге в какой-то момент пути в машине возникла пауза и батюшка, обернувшись к нам на заднее сидение, сказал: «А у Ромы будет скоро ребёнок». Все очень удивились и обрадовались за меня. А я в очередной раз был удивлён батюшкиной прозорливостью…

Благословись у отца Константина!

Следующий случай, связанный с отцом Германом, был такой. В батюшкин день рождения 26 марта мы были в Православном кафе. Батюшка угощал меня пирожками. Мы ещё ждали яблочный пирог. Сидели мы за столом, пили чай и общались. В это время заходит в кафе священник небольшого роста отец Константин и его сын. Отец Герман пригласил их к нашему столу. Сидим, пьём чай и общаемся. Я посмотрел на отца Константина и вдруг мне показалось, что он был выпившим. У меня возникла мысль: «А что этот батюшка пьяный! Вот тебе и на! Священник пьяный!» В этот момент отец Герман толкнул меня плечом и говорит: «Благословись у отца Константина!» Я встал и взял его благословение. Потом мы сели и продолжили трапезу. Я сразу понял, в чем дело – отец Герман прочитал мои мысли. Вечером отец Герман подошёл ко мне и сказал: «Рома, никогда не осуждай священников!». Очевидно, что отцу Герману был открыт духовный мир и он щедро приоткрывал его существование своим духовным чадам, поддерживая в них веру в существование духовного измерения жизни. Так как мы все воспитывались в материалистическом обществе и его установки очень сильны в нас, эти случаи прозорливости батюшки давали нам подтверждение, что есть некая иная, духовная реальность, которая для нас закрыта, но которая открыта подвижникам веры. Эта духовная реальность объективно существует и все мы войдем в неё, когда наша душа выйдет из тела.

Деньги от отца Валентина (Амфитеатрова)

Как-то отец Герман сказал мне: «Когда тебе будет плохо, приезжай на могилку к отцу Валентину Амфитеатрову. Он чудотворец и очень помогает». Подарил мне его бумажное изображение. Я в очередной раз, потеряв работу, никак не мог найти новую. С этой проблемой я решил поехать на могилку к отцу Валентину на Ваганьковское кладбище. Приехал, зашел в лавку прикладбищенской Церкви и увидел там крестик, который мне очень приглянулся. А я как раз хотел себе купить нательный крест, так как мой старый сломался. Но денег сейчас лишних не было, поэтому отложил покупку до лучших времён. Иду к могилке батюшки Валентина. А там стоит человек десять во главе со священником. Идёт помазывание. Я тоже подошёл на помазывание. Познакомились со священником. Его звали отцом Александром. Сами они приехали из Пскова. Я попросил его: «Батюшка, помолитесь. Работу потерял». Он ответил: «Помолимся». Потом я сходил на могилку Игоря Талькова и вышел на улицу. Хотел уходить. И вдруг вижу отца Александра. Он мне кричит: «Рома, иди сюда. Ты видел там моих барышень?» Я говорю: «Что такое, батюшка?» Он: «Иди к отцу Валентину, я их за тобой послал». Я возвращаюсь на могилку и по дороге встречаю двух женщин. Они мне: «Это тебе деньги. Отец Александр передал». Вернулись мы к отцу Александру и он спрашивает меня: «Ну что, Рома, взял деньги?» Я сказал: «Зачем мне деньги?» Он отвечает: «Ты не понимаешь. Это не мои деньги, это деньги отца Валентина Амфитеатрова». Я, не посмотрев сколько там было денег, положил их в карман. Обнявшись с отцом Александром, мы распрощались. Я пошёл к метро и на полпути к нему подумал: «Что мне с этими деньгами делать? Ах да… Я же крестик хотел купить!» Возвращаюсь в ту лавку, достаю денежку. Сумма оказалась точно такой, сколько стоит крест, что мне приглянулся! У меня слёзы на глазах. Воздал я благодарение Господу и отцу Валентину за подарок такой, а придя домой, написал об этом случае отцу Герману в Америку. Получил от него ответ: «Рома, здесь запахло Святой Русью. С твоего позволения я опубликую твой рассказ в журнале «Русский Паломник»».

Дар жизни

У меня дома, как величайшая ценность, хранятся письма отца Германа. Всего их порядка 20 штук. Я хотел бы поделиться фрагментом из одного батюшкиного письма со всеми читателями, ибо это будет назидательно для всех, кому дорог отец Герман. Важной ремаркой будет указание на то, что к моменту написания этого письма отец Герман был уже очень болен и слаб. Так слаб, что письмо под диктовку батюшки писала его помощница. Вот фрагмент этого письма: «Нужно всегда радоваться, помнить всё хорошее, всё прекрасное, всё красивое, всё Божие. В этом заключается наша вера во всеблагого Бога. Всё от Бога. Если так делать, то жизнь моментально становится прекрасной и Бог становится ближе к сердцу, а вера в Добро становится реальностью. Если ощущаешь тоску и душевную кислоту, то это значит, что ты идёшь против Бога и не воздаёшь Ему славу и благодарение за дар жизни. Всякие невзгоды смердят отрицанием Бога». Отец Герман, который, как мы знаем, был очень больным человеком (у него была онкология, сахарный диабет и др), всегда имел радость внутреннюю и всегда благодарил Господа за дар жизни, который он получил, и который уже еле теплился на момент написания этого письма…

Эпилог

Отец Герман был чудесный батюшка, любящий всех нас. Он был наравне с любым человеком, не возвышался и не превозносился ни перед кем, а наоборот уничижал себя и смирялся перед всеми. Батюшка мог вести разговор на языке приходящего к нему человека, утешал его, давал советы. Он был всем для всех. Батюшка укрепил меня в вере, дал мне стремление жить в Боге и всё хорошее, что произошло в моей жизни, произошло по его молитвам. Упокой, Господи, отца моего духовного батюшку Германа и по его святым молитвам помилуй и спаси меня!

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *